Краеведческое
исследование
Дарьи Чужой
Одной Угличской
легенды.
О камне, петухе
и его лапе.
« Много лет назад, когда вражеские полчища грозили Угличу,
ровно в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на
камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. Так его будто бы
слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой угличан в Сибирь, перед
нашествием поляков. С тех пор, якобы, и остался след петуха на камне, что лежал
метрах в ста на юго-запад от церкви Николая Чудотворца – на - Петухах, в бывшей
Петуховой слободе».
Это одно из многих преданий древности.
Но камень у церкви на Петухах был не единственным подобным
камнем вблизи Углича. Второй подобный раритет жив и по сей день близ деревни
Еросимово на левом берегу Волги в течении ручья Кека.
Упоминание же о петухе не единично в Угличской истории.
Существует гипотеза, что древний герб самого Углича изображал именно эту птицу.
Сегодня мы постараемся разобраться, почему гербом Углича
мог бы быть петух и прилетал ли он когда-нибудь на эти странные камни.
Интересно, что петух у славян, как западных, так и
восточных, являлся птицей пограничной и наделялся, как способностью
противостоять нечистой силе, так и демоническими свойствами. В народной
традиции он постоянно связывается с огнём, оберегает дом от пожара и удара
молнии, однако, при этом красный петух олицетворял сам пожар. Нам и сейчас
известна фраза: «пустить красного петуха». Рассказывали, что когда пожар
начинается от молнии, с неба спускается пламенный петух, садящийся прямо на
крышу дома и поджигающий всё вокруг.
Петуха приносили и в жертву богу огня Перуну. Не от
названия ли Перунова святилища- жертвенника сохранилось название «Огнёва гора»,
что в Угличе, где стоит сегодня Алексеевский монастырь.
О петухе из Угличской легенды, сказано, что прилетал и пел
он в полночь.
Такой петух существует в поверьях южных славян, зовут его
«царёк». Он начинает петь ещё в яйце, а когда вырастет, станет самым сильным и
смелым петухом в округе, резать такого петуха нельзя, так как он поёт в полночь
и его боится сам дьявол.
Что же касается непосредственно Петуховых камней и гипотез
на этот счёт, я абсолютно согласна с тем, что эти камни являются так
называемыми, межёвыми камнями, ограничивающими территорию рода (поля),
определяющими межу, границу, камнями культового назначения на неких границах
территорий, или миров.
Существует множество упоминаний о том, что петуха приносили
в жертву, как существо, обладающее охранительными качествами. В данном случае
нам интересен тот факт, что в некоторых случаях петуха закапывали на границе
села, как его хранителя, а при обряде опахивания селения, для защиты от
болезней, женщины, совершавшие этот обряд, брали с собой петуха.
Существует версия петуха – тотема. С этим утверждением
некоторых исследователей, относительно славян, я не совсем согласна.
Да, петух выступал таким символом у древних галлов
(отголоски этого можно наблюдать в геральдике Франции). А у готов эта птица была
боевым символом, благодаря её бойцовым качествам. Однако, у тех славянских
племён, которые отличались особой воинственностью, были другие тотемы. Это волк
и медведь ( может быть рысь), в любом случае «лют- зверь», но не как не «люта
птица».
Откуда же взялась Петухова лапа на камнях в Угличе и его
окрестностях? Хочу выдвинуть следующее предположение.
«Петухова лапа» на камне, не имеет ни какого отношения к
птице петуху и отпечаткам его конечностей. Это совершенно иной символ, имеющий
многовековую, если даже не несколько тысячелетнюю историю. Это один из знаков
рунического алфавита. Сегодня существует целая наука, рунология, изучающая эти
древние письмена.
На территорию Верхневолжья руны пришли, скорее всего, из
Скандинавии, где они использовались в качестве алфавита и заклинательной
магической системы вплоть до ХII-го века н.э., чему
там существуют множественные мегалитические подтверждения.
Но вернёмся к «петушиной лапе».
Это
руна, германское название которой Альгиз (Algiz);
англосаксонское - Эольх (Eolx); древнескандинавское –
Ир (Yr), фонетическое соответствие звуку «З»(«Z»)
традиционное значение – защита.
Вот в этой точке «защиты» и сходятся линии легенд,
предположений и научной версии о межёвых камнях.
Древнегерманское слово «alhs»
означает «храм», или «святилище». Так как именно в alhs
хранились все магические аксессуары и ритуальная утварь, эти сакральные места
наверняка, старались защитить, как можно надёжней.
В Скандинавии руну Альгиз часто соотносят с защитой и
обороной, и в этом качестве она ассоциируется с образом «прикрытия щитом»,
отсюда её связь с валькириями – проводниками между миром живых и миром мёртвых.
Они не только выбирали тех, кому предстояло пасть на поле битвы, но и прикрывали
своими щитами воинов в гуще сражения. Считалось, что валькирии могут принимать
облик птиц (лебедей, или воронов).
В древнескандинавских религиозно-магических традициях эта
руна, Альгиз, сравнивалась с радужным мостом, соединяющим мир живых и мир
мёртвых. А, сопоставляя с древнеславянскими представлениями, видим, что и здесь
именно из мира мёртвых является предупреждение живым.
Теперь, рассмотрев все эти интересные факты, можно
составить следующую картину вокруг Петуховых камней.
«Петухова лапа», или руна Альгиз, на камне – древний
охранительный символ и проводник между мирами – мог находиться на границе
территории рода, или поселения, быть культовым местом, или подобием алтаря.
Петух- пограничная птица между миром света (дня – мира
живых) и тьмы (ночи – мира мёртвых), предвестник событий, символ победы светлых
сил (солнечных) над темными (ночными).
При наложении этих символов и вырисовывается легенда о
петухе, дошедшая до наших дней, правда с утратой главного – предыстории.
Петух же на Гербе Углича вполне мог иметь место, поскольку
северные, новые города Киевской Руси, закладывались славянами изначально для
обозначения, ограждения и охраны северных территорий Руси от вторжений извне.
И, всё же, немного о лапе петуха. Не только камни несли на
себе этот древний символ. В нашем музее имеется старинный горшок, на который
тоже «прилетал петух» и оставил свой след, а почему – это уже другая история.
Углич
10 декабря 2003 г.
Торжественное краеведческое заседание в библиотеке им.
Сурикова.
1.
Угличский краеведческий музей
Филиал Государственного архива Ярославской
области в г. Угличе
Исследования и материалы
ПО ИСТОРИИ УГЛИЧСКОГО ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ
Выпуск второй
г. Углич, 1958 г.
И. Н. Потехин
1. „Петухов камень"
„Петухов камень"—это валун, который еще в 30-х
годах нашего века находился метрах в ста на юго-запад от церкви Николы на
„Петухах", т. е. в бывшей Петуховой слободе, известной по памятникам
письменности еще от XV—XVII
вв.1 Названия «Петухова слобода» и
„Петухи" свидетельствуют о древности „Петухова камня", так как, несомненно,
связаны с последним.
Сейчас „Петухов камень" не существует. Он разбит
на части и послужил для замощения городских улиц.
Камень был величиной с порядочный стол и глубоко
сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на
нем можно было различить четырехпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в
30. Судя по нему, петух должен был бы иметь рост человека.
1. Писцовые книги Угличского уезда
XVII в,, Ярославль, 1867— 1888 гг.,
стр. 221.
Вокруг этого необычного камня в свое время было
много разговоров, суеверные старушки боялись его и обходили стороной.
А легенда гласила об этом камне следующее. Много,
много лет тому назад, если враги грозили Угличу, то в полночь, громко хлопая
крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трехкратным криком
предупреждал горожан о беде. С тех пор якобы и остался след петуха на камне.
Предание интересное и поэтичное, но дело было,
конечно, не в легендарном петухе. Не мог ли след явиться результатом
выветривания? Нет. Тут приложил руки человек, так как были видны следы работы
каким-то орудием.
Но кто, когда и для какой цели это сделал!?
Как известно, камни с отпечатками лап животных и
птиц ученые знают и на других славянских территориях. В науке существует вполне
правдоподобная, на мой взгляд, гипотеза, объясняющая происхождение таких
отпечатков: это—межевые знаки славянских племен и родов.
Полагают, что славяне, в качестве межевых знаков
на близлежащих валунах ставили племенные и родовые символы, изображавшие
отпечатки лап тех животных и птиц, которых-соответствующие славянские племена и
роды считали своими богами-покровителями.
Мне думается, что «Петухов камень» и относился к
числу таких межевых камней.
Угличские краеведы находили подобные камни во
многих местах. Историк г. Углича Л. Ф. Соловьев лет пятьдесят тому назад в
районе деревни Левайцево обнаружил семь камней с какими-то таинственными
знаками.2 Это могли быть также межевые знаки. К сожалению, и они не
сохранились.
Однако, если внимательно поискать в наших лесах,
можно, думаю, обнаружить и другие такие памятники глубокой старины.
Это, возможно, дало бы новый материал для выводов
о быте и расселении славян в Угличском Верхневолжье в дофеодальный период.
2. Л. Ф. Соловьев, Краткая история
г. Углича, СПБ' 1895 г.
2.
И.В. Дубнов
И ПОКЛАНЯШЕСЯ ИДОЛУ КАМЕНУ…
Санкт-Петербург 1995 г.
ПОКЛОНЕНИЕ КАМНЯМ
в Угличе известны два
культовых камня. Один из них находится близ церкви Николая
Чудотворца-на-Петухове. Его называли "петушиным" или "петушьим". Камень имел
размеры 8x4 аршин. На нем были видны два птичьих следа. По преданиям, на камне в
полночь появлялся петух, который своим пением предвещал какое-либо несчастье.
Так, его будто бы слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой
угличан в Сибирь, перед нашествием поляков. В связи в этим камнем известный
ярославский краевед И.А.Тихомиров пишет: "Я слышал это предание на месте и видел
самый камень — огромный, насколько помнится, кристаллическо-сланцевый
красновато-бурый валун с плоским верхом".
Второй камень - "кувалдин" —
находился на берегу Волги в Иерусалимской слободе. О нем говорили, что в лунную
ночь во время летних купаний здесь появлялись поющие русалки, а также будто бы
здесь неоднократно видели сидящую старую деву, расчесывающую себе волосы.
Попытки выследить русалок на камне не увенчались успехом. Зато известно, что это
место на Волге пользовалось мрачной славой, и здесь часто бывали несчастные
случаи.
Судя по сообщениям источников
и заключениям большинства исследователей, поклонение камням является составной
частью культа Велеса-Волоса-Власия — скотьего бога. Н.Ф.Лавров отмечал, что
"почитание Волоса было особенно распространено в земле новгородских словен и в
Ростовской земле". Б.А.Рыбаков утверждает, что "имя Велеса имеет еще один
семантический оттенок — культ мертвых, предков, душ умерших ". Велесовы дни
наступали в январе сразу после Нового года, а Власьев день приходился на 11
февраля по старому стилю.
В окрестностях Углича известны
еще два молельных камня. Один из них находится между поселком Чурьяково и
деревней Матвеевкой в 40 м от лесной тропы в Чурьяково. До недавнего времени
этот камень служил объектом поклонения пастухов. На камне зафиксировано крайне
примитивное изображение человеческой фигурки и креста. Выявлено также углубление
— возможно, для установки свечи, — которое помечено воткнутым прутиком. Кроме
того, на камне есть различные процарапанные надписи, видимо, поздние.
Второй молельный камень
находится у деревни Еросимово в ручье Кека. Его называют "межевым". Вполне
возможно, что он таковым и являлся уже в наше время. На нем была изображена
петушиная лапа, которая, к сожалению, сейчас уже уничтожена -_|
3.
Н.С. Шапарова
Краткая энциклопедия
СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
Астрель Русские словари Москва
2001
стр. 411-412
ПЕТУХ — вещая птица, способная противостоять
нечистой силе, но в то же время наделенная демоническими свойствами. Как птица,
своим криком возвещающая восход солнца, петух очень почитался славянами:
считалось, что он как бы пробуждает к жизни светило, а следовательно, возвращает
на землю свет и тепло, без которых невозможна жизнь. В обличье петуха славяне
олицетворяли небесный огонь (как солнце, так и молнию); крик его иногда
соотносился с громом весенних гроз.
Петух в славянской традиции издревле служил
символом плодородия и был одним из основных атрибутов свадебного обряда. По
петуху девушки нередко гадали о замужестве и о том, счастливой или худой будет
их жизнь в новом доме. Особую роль петух играл в обрядах, связанных с
плодородием земли, т.е. с урожаем: так, после окончания жатвы из петуха
готовили ритуальное блюдо; после уборки зерновых его закалывали на гумне и
окропляли кровью зерно, которое первым бросали в землю при севе, и т.д.
Петух традиционно наделялся признаками опекуна
хозяйства. Так, например, крестьяне верили, что без петуха не будет плодиться и
водиться скот, у коровы будет безвкусным молоко и масло, хозяйство оскудеет
и т.д. При разделе обе семьи обязательно заводили
себе новых петухов. Считалось необходимым и почетным, чтобы петух был бойким и
драчливым; для этого в Страстной четверг его кормили перцем и выбрасывали из
окна.
Южные славяне предпочитали держать черных
петухов (вероятно, олицетворение грозовых туч), так как по их представлениям
«белый петух — черный хозяин»; западные же славяне считали, что белый петух
(символ солнечного света) приносит в дом счастье; а у восточных славян
старались не держать в хозяйстве черного петуха, так как считали, что в этом
случае супруги будут часто ссориться.
Петух в народной традиции постоянно связывался с
огнем. Так, согласно народным поверьям, петух оберегает дом от пожара и удара
молнии; однако при этом красный петух в народных представлениях всегда был
связан с пожаром, и всем славянам был известен фразеологизм «пустить красного
петуха». Восточные славяне верили, что если в хозяйстве умрет петух, то случится
пожар; если петух кричит и бьется в окно, то он предсказывает этим пожар.
Рассказывали, что, когда пожар начинается от молнии, с неба спускается пламенный
петух, садящийся прямо на крышу дома и поджигающий все вокруг. Петуха, как
воплощение огня, в древности посвящали Свентовиту, а также считали лучшей
умилостивляющей жертвой небесным богам-громовникам — Сварогу и Перуну.
Жертвовали петухов и собственно огню: так, например, петуха нередко приносили в
жертву при постройке нового овина, а овин издревле связывался с культом
огнясварожича.
По-видимому, именно на этой связи петуха с
небесным и земным огнем, молнией, грозой и пр. основывались известные всем
славянам поверья о демонических петухах. На Украине такого петуха называли «царик»
и верили, что он начинает петь еще в яйце, а когда вырастет, то становится
самым сильным и смелым петухом в округе; резать его нельзя, возможно, потому
что он первым поет в полночь и его боится дьявол. В некоторых местах считали
также, что петух может быть «змеем» (ср. представление молнии в виде змея), и
считали, что такой петух отличается необыкновенной силой; при приближеннии
градовой тучи он забивается под порог и там оставляет свое тело, а его дух идет
бороться с халами — предводителями тучи.
Иногда с петухом связывались и отрицательные
поверья. Например, крестьяне во многих местах считали, что петуха нельзя долго
держать в хозяйстве, так как старый петух может навлечь на хозяина смерть или
превратиться в демоническое существо. Считалось также, что петух, проживший три,
пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо, из которого может вывестись
демоническое существо (маляк, хованецгодованец, антипка, огненный змей,
нечистик, девятник, василиск, осинавець и др.), принимающее вид огня, искры,
кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо нечистое; оно питается
молоком и яич-
ницей без соли, исполняет желания хозяина, но
через три года забирает его душу. В некоторых местах считали, что петух
загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей; по
западносибирским поверьям, яйцо, которое петух несет каждые три года, надо
бросить в горящее строение для прекращения пожара.
Впрочем, петух в народной традиции чаще
наделялся положительными функциями, чем отрицательными. Крик петуха, по
поверью, предохраняет от эпидемических болезней и градобития, поэтому при
опа-хивании села женщины часто носили с собой петуха. Иногда петуха закапывали
на границе села как ее хранителя. По народным представлениям, холера и чума
прежде всего стараются лишить петуха способности петь, так как при крике петуха
они вынуждены убраться восвояси; поэтому у русских существовал обычай во время
холеры купать петуха в реке или колодце, вероятно, чтобы отогнать болезнь
(существовало верование, что холерой люди заболевают от воды).
Вообще, крик петуха, по народному убеждению,
отгоняет всякую нечистую силу; ср. представление о том, что всякая нечисть
бродит по земле с вечера и «до первых петухов». Однако славянам известны были и
поверья о петухах, поющих в неурочное время; таких петухов у южных славян
называли «кривци», «мамни-ци». Считалось, что они поют, когда кто-то родился или
умер, а также предсказывают смерть слышащему или заманивают человека на улицу,
чтобы причинить зло; поэтому крестьяне, заслышав петушиный крик после полуночи,
выбрасывали из дома горящий уголь или стреляли из окна, чтобы отвести беду.
Петухи, поющие на вечерней заре и в полдень, по поверью, предрекают смерть или
перемену погоды; у русских ночь, накануне которой петухи пели с вечера,
называли «веселой». Если петух пропел на пороге, хозяева считали, что придет
гость; неурочный крик петуха предвещал также получение новостей, новые указы и
т.п. Своевременный крик петуха воспринимался как предвестник удачи, счастья,
символ порядка, но при этом пение кур (куроклик) почитался в народе самым
недобрым предзнаменованием.
4.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
СИМВОЛОВ, ЗНАКОВ, ЭМБЛЕМ
Локид-Миф
Москва
1999
ПЕТУХ
Птицей на крыше (на шпиле)
часто является Золотой Петушок.
Это магический символ. Однако
я видел, как один сумасшедший привязывал на каждом социалистическом празднике
за ногу петуха к решетке ворот дома. То ли это знак ниспровержения, то ли -
архетипический жест, но, несомненно, его генетическая память была мотивирована
какой-то первопричиной.
Жемчужину находит эзопов
петух, хотя, между прочим, ему необходимо найти самое обычное зерно. То ли
зерно как-то связано с жемчужиной, то ли в этом кроется загадка петуха, как и в
русской сказке «Петушок Золотой Гребешок». Так или иначе в зоолатрии, которая
формирует разные типы и формы культа животных, символ петуха нашел свое
достойное место. Он и прогоняет «нечистую силу» своим криком на восходе солнца,
и «петух знает, кто на него лает».
Согласно Зогару, петух поет
трижды перед смертью человека.
Петух - знак приближающейся
смерти у таких разных народов как якуты и сваны. Он же тотемный знак
исчезнувших неизвестно куда галлов, отчего по законам метонимии за эту птицу
отвечают современные французы. В русском фольклоре волшебный кочеток отбивает у
боярина мельничные жернова и доставляет их по небу старику и старухе. Здесь
отголосок его солярной связи и борьба с несправедливостью. Недаром в Греции он
посвящался Аполлону и богу врачевания Асклепию. В китайской традиции петух с
золотыми перьями, поющий три раза в день: на восходе, в полдень и на закате, - и
несущий эпитет «небесный», является предком мужского начала, знаком мужской
силы и принципа Ян. Однако этот ян несет яйца, и от его крика, который исполняет
функцию современного будильника, просыпаются люди. В Южной Африке известен
образ черного петуха. Крик черного петуха имеет архаическую основу, хотя в
недавнее время был знаком оппозиции черного населения ЮАР.
Петух - символ драчливости и
крови. У некоторых народов организуются петушиные бои. Петуху приписывают
свойства вестника грядущих бед. Бойцовский дух петуха стал боевым символом
готов. Этот мотив виден у Пушкина в «Сказке о Золотом Петушке». Славянские
народы при строительстве дома приносили в жертву черного петуха. У русских
пустить красного петуха означало устроить поджог. Сложная семантика петуха
проявляется в глубинных архетипичес-ких действиях. Так, например, как было
упомянуто выше, деревенский дурачок привязывает ногу живой птицы к воротам.
Обычно петух ассоциировался с крышей и шпилем. Здесь можно усмотреть инверсию
- связь с низом.
В шумерском эпосе неузнанный
Нергал, который проводит под землей 7 дней и 7 ночей, посещая Эрешкигаль, -бог
в образе петуха. Он защитник домов и страж, охраняющий от злых духов.
В шекспировском Гамлете крик
петуха прогоняет призрака, приходящего на рассвете: «Но в этот самый миг запел
петух. При этом звуке он метнулся быстро и стал невидимым». Петух может быть
символом бдительности. Водруженный на байте, он смотрит во всех направлениях,
предупреждая о беде. Петух часто использовался как знак собственности.
Процессы предания животных
огню известны не только в средние века, но и во времена Ренессанса. В 1474 году
в Базеле судили и сожгли петуха, которого считали дьяволом, потому что он хотел
снести яйцо. Образ петуха связан со знаком отречения. Петр отрекся от Христа,
что предсказал сам Иисус («Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды»
(Иоанн, 13, 38). В современном католическом словаре петух отвечает за право
сомнения у верующего.
Почему кричит петух?
Дьявольские силы слабеют от наступающего рассвета, от крика петуха,
возвещающего наступление утра. Вот как эту сцену описывает Гоголь в своем «Вие»:
«Раздался петушиный крик: первый прослушали гномы. Испуганные духи бросились кто
как попало в окна и двери, чтобы поскорей вылететь. Но не тут-то было. Так и
остались они там, завязнув в дверях и
окнах». В.К.
5.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
СИМВОЛОВ, ЗНАКОВ, ЭМБЛЕМ
Локид-Миф
Москва
1999
РУНЫ
Руны - линейные знаки; линии
изображены так, чтобы их было легко вырезать на дереве. Основу большинства рун
составляли одна или две вертикальные линии, вырезанные перпендикулярно в
направлении древесного волокна. 1Ъри-зонтальные линии употреблять избегали. В
те времена каждый имел при себе нож и ему было несложно выстрогать на любой
палке плоскую поверхность. Но, разумеется, не только дерево было материалом для
написания.
Мы видим руны, нацарапанные
или вырезанные на пластинках из золота, на монетах, на каменных плитах и
валунах, на глиняных горшках. Известны рунические надписи, сделанные викингами
в соборе Св. Софии в
Константинополе и на мраморном льве в Пирее. Такие краткие тексты, подчас
состоящие из одного слова, с трудом поддаются интерпретации. Например,
надпись, обнаруженная на древнем наконечнике копья рассматривалась всеми
исследователями как имя человека, однако одни читают ее слева направо, другие
справа налево. В рунических текстах не было фиксированного направления для
письма.
Места находок и датировки
наиболее ранних надписей говорит о том, что это письмо было создано
древнегерманскими народами, жившими у границ Римской Империи не позднее 200
года нашей эры. Рунические надписи обнаружены и на юге Дании. Они могли быть
изобретены и в швейцарских Альпах, а также намного южнее, на берегах Дуная. Но
каково бы ни было происхождение рунического письма, оно использовалось в
различных формах для записи текстов в течении полутора тысячи лет десятками
германских народов на готских, фризских, англосаксонских и скандинавских
языках.
Вместе с викингами руны
проникли даже в Северную Америку. Здесь найдено около 40 камней с руническими
надписями - краткими, но достаточно подробными, которые позволяют узнать о
жизни суровых викингов от них самих, а не из хроник стран, куда они совершали
набеги. Многие надписи увековечивают боевую славу викингов и являются образами
самовосхваления. Взглянем на изящную стелу, некогда украшавшую погребальный
холм Норвегии. На ней мы видим изображение волхвов под рождественской звездой.
Надпись гласит: «Гунн-вор, дочь Тревориха, построила мост в память своей дочери
Астриор. Она была самой искусной мастерицей среди девушек Гаделанда».
Древнегерманский рунический
алфавит, называют Футарк. Это название образовано из первых шести рун. Всего рун
24. Они соответствуют 22 классическим старшим арканам и сходны в начертании с
греческими и латинскими буквами.
Руны должны были казаться
почти чудом в тогдашнем варварском мире, в котором не было книг. Считалось,
что руны, нанесенные на позолоченные дощечки, приносят счастье и удачу. Имена
рун (к сожалению, некоторые из них не реконструированы), достаточно ярки:
чудовище, солнце, град, березовая ветвь, конь и т.д.
Согласно современным
реконструкциям, символика рун Старшего Футарка (древнейшего из рунических
алфавитов) выглядит следующим образом:
Feoh - крупный рогатый скот, имущество,
переход от небытия к бытию.
Ur
- дикий бык, сила личности и коллектива.
Thorn
- шип, колючая изгородь, защита, созидательная энергия мужского начала.
As
- ясень, первоначальный звук, космическая ось.
Rad
- колесо, направленная активность, перемещение, половое сношение, колесо
Фортуны.
Ken
- лучина, факел, свет, преображение, возрождение через смерть.
Gyfu
- дар, способность, изобилие.
Wyn
- флюгер, радость, освобождение, товарищество, общее благополучие.
Hagal
- град, бессознательное, неизбежная катастрофа.
Nyd
- потребность, нехватка, призыв к осторожности в действиях.
Is-лед,
инерция, энтропия, смерть.
Jera
- год, время года, завершение, обильный урожай, изобилие.
Eoh
- тисовое дерево, стойкость, долголетие, смерть и возрождение.
Peorth
- игра, музыка, танец.
Elhaz-
рога лося, защита, устремленность к божественным свойствам.
Sigel
- солнце, ясное видение, готовность к достижению цели, надежда.
Туг
- твердое руководство, самоот-дача ради достижения цели.
Веогс
- береза, весна, возобновление.
Ehwaz
- лошадь, близнецы, доверие и преданность, движение к цели.
Man
- человек, сознание, жизнь и смерть.
Lagu
- вода, энергия роста, прилив и отлив.
Ing
- свет, мужская плодовитость, фаллос.
Odal
- родина, родной дом, автономия.
Dag
- полдень, свет, середина лета. В.К., Д.Г.
6.
Фрейя Асвинн
РУНЫ
и
МИСТЕРИИ
СЕВЕРНЫХ
НАРОДОВ
ИЗДАТЕЛЬСКО ТОРГОВЫЙ ДОМ
ГРАНД
Москва
2003
Стр. 113-116
Германское название: Альгиз (Algiz)
Англосаксонское название:
Эольх
(Eolh)
Древнескандинавское название:
Ир (Yr)
Фонетическое соответствие: 3 (Z)
Традиционное значение: защита
Эта руна известна в двух
формах — прямой Т и перевернутой А . В общегерманском и англосаксонском
футарках она употребляется только в прямом положении Т . Однако в большинстве
скандинавских футарков она фигурирует в обеих разновидностях, причем в прямой
имеет фонетическое соответствие «М» и называется «Маннар» (MannaR),
то есть оказывается тождественной руне Манназ. В перевернутой же форме в
скандинавских рунических рядах она обозначает звук, средний между
r и z,
придавая слову оттенок
магического звучания. Например, исландское слово AsgardR
записывалось рядом рун: Ансуз, Совуло, Гебо, Ансуз, Дагаз и Альгиз, причем
Альгиз изображалась перевернутой и немного более крупной, чем остальные руны.
Возможно, это делалось для того, чтобы отличить обычную «буквенную» руну от
руны магического звука. Основное значение руны Альгиз — защита. Напоминая по
форме раскрытую ладонь с расставленными пальцами, она ассоциируется с рукой
Тюра, которой тот пожертвовал, чтобы асы смогли связать волка Фенрира.
Древнегерманское слово alhs означает «храм» или
«святилище». Так как именно в alhs хранились все
магические аксессуары и ритуальная утварь, эти сакральные места наверняка
старались защитить как можно надежней. Согласно Тациту, германцы поклонялись
божественным близнецам, носившим имя «Альцис» (Aids).
Хотя прояснить характер этих близнецов и отождествить их с какими-либо
божествами, известными из других источников, до сих пор не удалось,
выдвигалась гипотеза, что это — некий северный эквивалент Кастора и Поллукса.
Другие авторы отождествляют близнецов Альцис с Бальдром и Хёдом. Но, по моему
мнению, эти близнецы должны быть братом и сестрой, так как Альгиз имеет мужскую
и женскую формы. Бытующая среди рунических мастеров убежденность, что Альцис —
это братья-близнецы, может объясняться попросту тем, что большинство серьезных
исследователей рун - - мужчины. Они упустили из виду возможность, что эти
близнецы могут оказаться Фрейром и Фрейей. Не исключен, впрочем, и другой
вариант: поскольку эта руна — один из древнейших известных нам рунических
знаков, она может олицетворять неких первозданных супругов-близнецов, породивших
всех прочих богов и богинь. Фигурируют в германских мифах и другие близнечные
пары: Ньёрд и Нертус, Зиу и Зиса.
Тот факт, что в скандинавском
футарке прямая Альгиз носит название «Маннар», наводит на мысль, что в своем
прямом положении руна Альгиз связана с мужским началом и олицетворяет
устремленность сознания вверх. Символом этого служат верхние ветви Иггдрасиля,
простирающиеся высоко над землей и тянущиеся к небу. В перевернутом же положении
Альгиз соотносится с корнями Иггдрасиля, уходящими под землю, в царство
мертвых. В оккультной традиции недра земли связываются с женским началом.
Верхние ветви мирового древа символизируют светлые миры — Ванахейм, Асгард и мир
светлых альвов. Нижние ветви ведут в нижние миры — Ётунхейм, Хель и
Свартальвхейм (мир темных альвов). Мидгард занимает промежуточное положение; по
сторонам от него располагаются Муспелльсхейм и Нифльхейм. Последние два мира в
очертаниях этой руны не отражены наглядно, так как находятся под властью
первозданных сил огня и льда и символизируют скрытую опору, на которой покоятся
все миры. Такую структуру мироздания можно изобразить в виде связанной руны
На физическом уровне описанные
противоположности меняются местами: Альгиз в прямом положении символизирует
жизнь, а в перевернутом — смерть. Женщины даруют жизнь, а воины-мужчины сеют
смерть. В Германии бытовала традиция изображать руны Альгиз на надгробиях,
причем знаком обозначалась
дата рождения, а знаком—
дата смерти.
В прямом положении Альгиз
имеет женскую форму, а в перевернутом — мужскую. Действительно, две формы этой
руны можно истолковать как стилизованные изображения соответственно женских и
мужских половых органов. В скандинавской традиции этот образ ассоциируется с
мифом о том, как боги нашли два дерева — Аска и Эмблу — и создали из них первого
мужчину и первую женщину. Боги вручили им дар жизни, и от них пошел весь
человеческий род. Схожим образом после Рагнарёк, последней битвы, жизнь снова
возродится от Иггдрасиля, в ветвях которого найдут себе убежище мужчина и
женщина — Лив и Ливтрасир. Итак, деревья в мифах устойчиво ассоциируются с
жизнью.
Еще одна связанная руна,
сочетающая в себе обе формы Альгиз, ——
идентична скандинавскому варианту руны Хагалаз. В Голландии этот знак
традиционно служил символом брака или союза мужского и женского начал. Руну
Альгиз часто соотносят с защитой и обороной, и в этом качестве она
ассоциируется с образом «прикрытия щитом». Отсюда — ее связь с валькириями,
которых именовали «девами щита». Валькирии не только выбирали тех, кому
предстояло пасть на поле битвы, но и прикрывали своими щитами воинов в гуще
сражения. Считалось, что они могут принимать облик лебедей или (реже) воронов.
Если знак Альгиз повернуть набок, он напомнит отпечаток птичьей лапки. И
действительно, в некоторых ведовских традициях и среди цыган руну Альгиз и
называют «вороньей лапкой».
Кроме того, валькирии — проводницы душ в загробный мир: они сопровождают души
павших воинов в Вальхаллу.
В обычном, прямом положении
руна Альгиз может применяться в магических операциях религиозного характера --
например, для воззвания к другим рунам или для расширения сознания в область
высших миров, символом которых выступает Асгард. Эта руна -- могущественный
проводник, канал, по которому энергия богов поступает к человеку, а энергия
человека — к богам. Альгиз сравнивали с радужным мостом, соединяющим Асгард с
Мидгардом, — единственной дорогой, связывающей эти два мира. В поисках защиты
лучше всего взывать к богу Хеймдаллю — стражу радужного моста и посреднику,
подобно самой руне Альгиз проводящему энергию между двумя этими мирами.
Поэтому Хеймдалля можно считать тайным покровителем Альгиз.
Руну Альгиз можно использовать
и в целительстве. Стоя с поднятыми руками (в позе, напоминающей традиционную
форму руны Альгиз) и взывая к силам Уруз, Совуло и Ансуз, я однажды
преисполнилась настолько мощной энергией врачевания, что физически
почувствовала, как она струится через мои ладони. В магии Альгиз — одна из самых
могущественных рун для проекции на четыре или восемь сторон света: она укрепит
и надежно защитит границы магического круга.
Все используемые материалы находятся в библиотеке «Музея
мифов и суеверий русского народа»
|